Российский бизнес не может воспользоваться льготой по налогу на недвижимое имущество, которую ему предоставило Правительство. Все вопросы – к Минстрою.
Дмитрий Серебряков, директор СРО Ассоциации «Союз «Энергоэффективность», координатор проекта «Управдом» партии Единая Россия по Свердловской области, дает оценку сложившейся в данном направлении ситуации.
Налоговый кодекс предусматривает ряд льгот для организаций в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Речь идет о льготе по налогу на имущество для вновь вводимых объектов (в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества) и повышенном коэффициенте амортизации (до двух). До недавнего времени собственники энергоэффективных зданий реально пользовались этими льготами.
Появлялись эти льготы непросто, и потребовалась определенная работа, чтобы обосновать их применимость.
Нормативные ссылки:
- Письмо Минфина России от 3 февраля 2017 года: подтверждена возможность применения льготы в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта
- Письмо Минфина России от 29 мая 2017 года: уточнено, что льготы могут предоставляться в случае, если энергетический паспорт имеется на момент постановки объекта недвижимости на учет.
У налогоплательщиков появилась возможность провести энергоаудит, получить энергетический паспорт в соответствии с требованиями действующего законодательства, и, если вводимый объект недвижимости отвечает высокому классу энергоэффективности, заявляться на льготу по налогу на недвижимое имущество и получить возврат/зачет уплаченных средств либо не платить налог на имущество организаций в полном объеме на протяжении трех лет с момента постановки имущества на учет.
Льготой воспользовались самые широкие круги предпринимателей: строительные, торговые, промышленные организации. В одном из решений по делу № А76‑19284/2015 от 13.05.16 г. Арбитражный суд Челябинской области признал право налогоплательщика на данную льготу в отношении зданий котельных. Всего за 2016-2017 годы, по данным источников Energoatlas.ru, общая сумма заявок на предоставление льготы составила более 9 млрд рублей.
Однако пока правоприменительная практика не устоялась. Возникающие вопросы решаются по большей части в судах. Действующая нормативно-правовая база четко регулирует порядок определения классов энергетической эффективности для многоквартирных жилых домов (МКД), а в отношении иных объектов недвижимости правила определения классов энергетической эффективности пока отсутствуют.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении…» класс энергетической эффективности определяется только в отношении многоквартирных домов. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г. №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (как правопреемнику Министерства регионального развития Российской Федерации) необходимо было утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Однако соответствующего приказа до сих пор нет, нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергоэффективности в отношении зданий, не являющихся МКД, отсутствуют.
При этом установление классов энергетической эффективности для зданий предполагается и пунктом 4.5 раздела 4, и приложениями Б и Д СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»; и п. 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Минстрой России письмом от 9 августа 2017 г. №28242-ЕС/04 обозначил свою позицию по данному вопросу, и она становится основанием для отказов в применении льготы со стороны налоговых органов. Она состоит в том, что содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемое в законе «Об энергосбережении…», не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003, и положения данного СНиП в части определения класса энергетической эффективности неприменимы в периоде действия закона 261-ФЗ. А СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий (что не эквивалентно классам энергетической эффективности).
По мнению Минстроя России, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521. Таким образом, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения закона «Об энергосбережении…». Таким образом, по мнению министерства, возможности устанавливать класс энергоэффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, нет.
Такая позиция уполномоченного ведомства делает получение льготы на недвижимое имущество, не относящееся к многоквартирным домам, практически невозможным. Федеральным законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ в Налоговый кодекс внесены изменения, и с 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пп. 21, 24, 25 ст. 381 Налогового кодекса, могут устанавливаться субъектами РФ. Очевидно, что региональные законы не будут приняты, пока нет соответствующего приказа Минстроя России.
Сейчас многое зависит от позиции Минфина России, Союза промышленников и предпринимателей и Министерства экономического развития России. Кроме того, депутаты Государственной Думы в ближайшее время рассмотрят проект поправок к принятому в первом чтении законопроекту #1158419-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», которыми предусматривается присвоение классов энергетической эффективности административным и общественным зданиям.