В рамках пятой Международной Конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» состоялась пленарная сессия «Государственная политика и региональные программы развития энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики России».
Большой интерес вызвало выступление Дмитрия Сергеевича Вахрукова, который сообщил о том, что 19 апреля Правительством был утвержден Комплексный план повышения энергетической эффективности экономики России. Он рассказал о ходе разработки плана и поблагодарил всех, кто принимал участие в создании этого важного документа.
Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности министерства экономического развития РФ Дмитрий Сергеевич Вахруков:
Ровно год назад на этом же мероприятии, только четвертом, а не пятом, я анонсировал, что мы почти сделали комплексный план повышения энергетической эффективности. Как большинство из вас уже знает, мы его действительно сделали и приняли.
Можно было бы сделать два вывода: во-первых, мы целый год не занимались ничем кроме плана, и это отчасти, правда, так как документальная сторона работы очень непростая, особенно с такими спорными проектами. Второй возможный вывод более позитивный. Он заключается в том, что теперь мы знаем, на чем сосредотачиваться, а что можно игнорировать. У нас есть конкретные задачи, четкие сроки их реализации, ключевые показатели – то, чего, на наш взгляд, не хватало общему процессу повышения энергетической эффективности в стране. Все свои усилия теперь мы сосредоточим на реализации плана. У всех есть возможность с ним ознакомиться. Конечно, можно по-разному относиться к отдельным пунктам о ключевых показателях, но это результат проделанной работы, с которым нам предстоит ближайшие несколько лет жить.
Я бы хотел рассказать про несколько идей, которые мы хотим реализовать, в том числе в рамках плана, начну с самых свежих. Мы действительно хотим одним из первых действий совершить развитие региональных программ и наше пристальное внимание обращено именно к регионам. В ближайшее время мы сформулируем и предложим законодательное наделение региональных центров повышения энергетической эффективности статусом и полномочиями. Мы считаем, что региональные центры должны стать основой повышения энергетической эффективности. Поскольку сейчас в регионах, по нашему анализу, они все имеют разную форму, разные задачи и иногда их целеполагание несколько размыто. Мы предложим законодательное закрепление статуса с возможностью передачи части полномочий органам государственной власти региона в эти региональные центры. Считаем, что обособление процесса повышения энергетической эффективности от прочих, несвойственных этому процессу, задач сделает выполнение мероприятий плана более эффективным, контролируемым и прогнозируемым. Окончательный набор полномочий и статус этих региональных центров в течение ближайших двух недель мы сможем вынести на широкое обсуждение.
Также в ближайшее время мы будем бороться за одобрение и реализацию наших предложений по софинансированию из федерального бюджета процессов повышения энергетической эффективности в нескольких базовых направлениях.
Первое направление, которое мы считаем приоритетным и которое, по нашему мнению, даст максимальный эффект, – это софинансирование региональных программ капитального ремонта в части повышения энергетической эффективности. На эти мероприятия сегодня мы предложили правительству выделить до 23 млрд руб. ежегодно, что составляет порядка 10% всего объема региональных программ капитального ремонта. Мы готовы очень оперативно разработать механизм распределения этих средств и контроля ключевых показателей эффективности их использования.
Второе направление – это софинансирование региональных программ повышения энергетической эффективности. Прошу не путать: обе программы региональные, но вторая – конкретно капремонт. Мы предложим передать в региональные центры полномочия по управлению средствами федеральной поддержки. Софинансирование региональных программ, мы считаем, необходимо проводить на конкурсной основе, где базовым критерием, который будет влиять на выбор того или иного субъекта или проекта, будет удельное снижение энергетической эффективности на рубль государственной поддержки.
Третье направление – это поддержка возобновляемых источников энергии на изолированных территориях Российской Федерации. Проект был вынесен на общественное обсуждение и сейчас идет согласование с исполнительными органами государственной власти проекта-постановления, который дает возможность по реализации концессионных соглашений на изолированных территориях по строительству ВИЭ. Суть этого соглашения в том, что мы на период окупаемости сохраняем уровень действующего тарифа на энергию, как тепловую, так и электрическую, существенно повышаем энергоэффективность оборудования и т.д. По окончанию срока окупаемости у нас остается концессионер, который продолжает отвечать за надежность и эксплуатацию своего оборудования. При этом мы получаем возможность снизить тарифы для потребителей, а выразится это во всей бюджетной системе, потому что тарифы в изолированных территориях субсидируются примерно на 80%. Соответственно мы высвобождаем средства региональных бюджетов. Ну, а поскольку региональные бюджеты на этих территориях субсидируются на 85–90%, это неким образом разгрузит и федеральный бюджет.
И четвертое, но не менее значимое, сложное в реализации направление, – все, что касается интеллектуального учета. Ведутся активные дискуссии о вопросах собственности интеллектуальных систем управления, включения или невключения их в тарифы, может ли интеллектуальный учет быть частью энергосервисного контракта. И я не назову конкретный рецепт, потому что у нас его нет. Любая технология должна вести к росту производительности. Этот вопрос сейчас актуален, готовятся поправки ко второму чтению к закону об интеллектуальном учете, который Минэнерго вносило в Думу. Эти поправки очень спорные и их обсуждение должно быть доступно широкому кругу лиц, поэтому попросили комитет Государственной думы получить заключение у Правительства по проекту поправок. Концепция проекта по интеллектуальному учету поменялась кардинально.
Мы всегда открыты к обсуждению нашего плана взаимодействия с Министерством. У нас нет кулуарных обсуждений, потому что мы готовы к критике.