Снижение энергоемкости ВВП до 40 % остается далекой целью, поскольку участникам рынка не хватает экономических стимулов, да и политической воли со стороны государства тоже не наблюдается.
По словам председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального, наша страна производит порядка 2 млрд тонн условного топлива, при этом мы потребляем лишь половину этого объема, остальное сжигается. Энергоемкость производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2‑2 раза, а по отношению к лучшим мировым практикам – в 1,5‑4 раза. Очевидно, что поставленная цель по снижению энергоемкости ВВП России на 40% при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г. с серьезным отставанием от плана.
До 2014 года действовала государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» с целью 40%-ного снижения энергоемкости ВВП к 2020 году. Но в 2014 г. она была заменена на менее амбициозную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» с менее амбициозной целью – всего 13,5%, но и его достичь этого не удается.
– После того как закончится ДПМ2, мы рискуем получить еще более отсталую энергетику, и продлевать будет нечего, – отмечает Павел Завальный. – К сожалению, до сих пор в федеральном бюджете нет средств для того, чтобы финансировать регионы по реализации программ и проектов по энергосбережению. Да и сами главы регионов не могут четко ответить, сколько энергии потребляет территория, какая экономика ведется, каков спрос на энергию в определенных областях и т.д.
Нужны новые требования
Надо говорить об энергофикации потребителя в целом, а также о субсидировании потребителя, чтоб он сам выбирал экономически доступный источник энергии. Энергоресурс должен быть в одной цене. В этой связи, считает спикер, важно сформировать новую программу по энергоэффективности с новыми требованиями.
– Согласно перспективным планам, около 90% сокращения выбросов СО2 удастся достичь благодаря энергоэффективным мероприятиям, – сказал директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития РФ Михаил Сонин.
Он также отметил, что сейчас мы отстаем от мировых стран на 44%. Это на 4% больше, чем было в 2007‑2008 годах, и это отставание будет только нарастать.
Причина – превышение энергопотребления как промышленными объектами, так и общественными и жилыми зданиями. Так, например, более половины многоквартирных домов потребляют вдвое больше электроэнергии, чем их современные аналоги, а повышенные классы эффективности имеют лишь одна из четырех новостроек. Индивидуальные строения и общественные здания вообще не имеют классов эффективности.
И наконец, отсутствуют требования по энергоэффективности для промышленности, тогда как именно этот сегмент экономики РФ потребляет львиную долю энергоресурсов. Например, производство в РФ одной тонны стали требует на 20% больше энергии, чем в среднем по миру, тонна цемента – на 45% больше. В энергетике благодаря масштабной программе по модернизации и выводу неэффективного генерирующего оборудования энергоэффективность выросла более чем на 5%.
По предварительным оценкам ведомства, существуют меры, которые могут снизить энергоемкость еще на 25%. Например, введение ограничений на использование энергонеэффективных технологий и материалов во многих отраслях экономики.
Конкуренция на мировом энергетическом рынке заставляет российский ТЭК ставить более амбициозные цели по энергоэффективности, снижению удельных топливных затрат на производство энергии, изменению инфраструктуры энергетической отрасли. С другой стороны, бесперебойность энергоснабжения такой большой территории диктует иные, более осторожные шаги. Как отмечает заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Петр Бобылев, этим можно объяснить недостаточную амбициозность программ модернизации электроэнергетики ДПМ2.
Инструменты повышения энергоэффективности
По мнению заместителя генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ Игоря Кожуховского, сегодня ГИС «Энергоэффективность», по сути, существует формально. При этом она позволила бы распространить мониторинг и анализ показателей энергоэффективности не только на сам ТЭК, но и на все сегменты экономики, вести четкий учет энергопотребления.
Однако передача вопросов политики в области энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития привела к выводу ГИС «Энергоэффективность» из ГИС ТЭК, и это минимизирует возможности комплексного анализа ситуации в сфере производства и потребления энергоресурсов и разработки топливно-энергетических балансов.
На уровне национальной цели
В России долгое время энергоэффективности не уделялось достаточного внимания. Причина – наличие дешевых энергоносителей и относительный паритет по традиционным технологиям производства электроэнергии, поясняет директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин. Более 80% совокупного потребления топливных энергетических ресурсов (ТЭР) устойчиво приходится на четыре наиболее энергоемких сектора экономики РФ: электро- и теплоэнергетика (28%), обрабатывающая промышленность (22%), население (17%) и транспорт (16%).
По мнению спикера, необходимо переработать Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России в части установленных целевых показателей и энергоэффективности. Они должны быть синхронизированы по дате, времени и мероприятиям с другими стратегическими документами.
Для достижения максимального эффекта в комплексном плане мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ в приоритетном порядке должны содержаться мероприятия и инструменты достижения целевых показателей по наиболее энергоемким секторам экономики. Это электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, население и транспорт, определяющие более 80 % потребления топливных энергетических ресурсов.
Новая программа должна включать такие позиции, как целевые показатели энергоэффективности для наиболее крупных потребителей ТЭР, рассчитанные исходя из общего экономического эффекта, а также инструменты достижения целевых показателей, с определением источника инвестиций и планируемых результатов.
Глава «Совета производителей энергии» также подчеркнул, что энергоэффективность стоит рассматривать на уровне национальной цели.
Региональные программы
Представители некоторых регионов считают актуальным возврат к практике предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Субсидии должны предоставляться на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Не менее важно ускорить принятие проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования».
– Мы считаем целесообразным сохранить механизм финансирования программ энергоэффективности, который стартовал еще в 2011 году. По нашим подсчетам, это один из самых эффективных инструментов, – уверен заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Марат Минибаев.
Достижение целей энергосбережения должно начинаться с руководителей муниципальных образований, считает директор ГБУ Свердловской области «Институт развития жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения им. Н. И. Данилова» Василий Фадеев. Он предлагает, в частности, ввести условные показатели эффективности, например, 100‑процентное выполнение программ по энергосбережению и соблюдение законодательства в этом направлении. А также более тщательно контролировать средства региональных бюджетов на поддержание и модернизацию инженерной инфраструктуры, обеспечив это комплексным документом.
Еще одно предложение касается закрепления ежегодной разработки со стороны муниципальных образований электронных моделей схем ресурсоснабжения – это поможет унифицировать процессы корректировки.
– Необходимо создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов. Кроме того, следует разработать комплекс мероприятий по переходу муниципальных образований к новой модели регулирования отношений в сфере теплоснабжения по методу «альтернативной котельной». Также необходимы более жесткие правила в системе налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях, – резюмирует Павел Завальный.