Эксперты Банка России рассмотрели возможные сценарии энергоперехода в России, акцентируя внимание на экономических инструментах, которые могут способствовать этому процессу.
Целью исследования является анализ влияния различных политических инструментов на экономику страны в контексте снижения зависимости от нефти и газа и перехода к более устойчивым источникам энергии.
Исследование показало, что энергопереход возможен при правильном выборе инструментов политики. Особое значение имеет не только снижение зависимости от нефти и газа, но и рост общественного благосостояния.
Эксперты подчеркивают, что для успешного энергоперехода необходим комплексный подход, включающий в себя как изменение энергетической структуры, так и стимулирование инноваций и развитие новых технологий.
Энергопереход – существенное смещение от «коричневых» к «зеленым» источникам энергии в структуре энергопотребления. Для стран, богатых ископаемым топливом, существуют дополнительные причины, препятствующие энергопереходу: потеря экспортного дохода при падении мирового спроса на ископаемое топливо, а также необходимость смещать структуру внутреннего производства при подстройке к «зеленой» энергетике.
Исследование показывает, что, действительно, в любом сценарии энергоперехода экспортер ископаемых ресурсов теряет благосостояние. Тем не менее макроэкономика страны-экспортера допускает реализацию сценариев энергоперехода. Вычисления на основе модели общего равновесия свидетельствуют о том, что сценарий падения экспортной выручки от продажи «коричневой» энергии является наименее предпочтительным сценарием для энергоперехода в том смысле, что, во-первых, это приводит к наибольшему падению благосостояния, а во-вторых, при активной переориентации «коричневого» экспорта на внутренней рынок и вовсе препятствует энергопереходу. Сценарий повышения налогов на «коричневую» энергию приводит к гораздо меньшему падению благосостояния. В работе показывается, что вариант повышения налогов на используемую внутри страны «коричневую» энергию, при котором «зеленое» производство получает субсидии (что соответствует сложившейся практике в рамках ЕЭС России), приводит к меньшему падению благосостояния и к более быстрому энергопереходу, чем в случае передачи домохозяйствам налогов, взимаемых со всей производимой «коричневой» энергии, в том числе поставляемой за рубеж. Наконец, сценарием, приводящим к наименьшим потерям благосостояния и долгосрочному росту выпуска и потребления, является стимулирование производительности в секторе производства «зеленой» энергии.
Исследование также показывает, что процесс энергоперехода не может быть запущен лишь на основе одних обещаний о введении в будущем мер «зеленой» политики, хотя такие обещания приводят к заблаговременному накоплению «зеленого» производственного капитала.
Результаты исследования могут стать основой для разработки стратегии энергоперехода в России, которая будет способствовать не только экологической устойчивости, но и экономическому росту и повышению качества жизни населения.