«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ»

(утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477) неофициальная редакция

Утверждено
Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике
21.06.1999 N ВК 477

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.1. Методические рекомендации (далее — Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).
В этих целях Рекомендации предусматривают:
— унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;
— систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности ИП, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;
— рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в
соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;
— установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений, разрабатываемых в составе отдельного ИП;
— учет особенностей реализации отдельных видов ИП, обусловливающих использование нестандартных методов оценки
эффективности.
1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и
реализации ИП.
При привлечении сторонних проектно — изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико — экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных материалов.
Рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно — методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.
1.3. Рекомендации используются:
— для оценки эффективности и финансовой реализуемости ИП;
— для оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;
— для принятия решений о государственной поддержке ИП;
— для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, вариантов ИП и оценки экономических последствий выбора одного из них;
— для оценки экономических последствий отбора для реализации группы ИП из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
— для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес — планов;
— для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ИП)

2.1. Определение и виды эффективности ИП

Эффективность ИП — категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд. П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.
Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
— эффективность проекта в целом;
— эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
— общественную (социально — экономическую) эффективность проекта;
— коммерческую эффективность проекта.
Показатели общественной <*> эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
«Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов.
В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
В тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же «чисто российского» ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника,
реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
— эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий — участников);
— эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий — участников ИП);
— эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам ИП, в том числе:
— региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
— отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово — промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
— бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

2.2. Основные принципы оценки эффективности

В основу оценок эффективности ИП положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или< региональных особенностей.

Скачать полную версию документа

Вступить в СРО энергоаудиторов и получить допуск СРО энергоаудиторов

СКАЧАТЬ

0

пакет

документов

Пакет документов

 для юрлиц

 для ИП

 для физлиц

ПОДГОТОВИТЬ

1

пакет

документов

Заполнить

и приложить копии учредительных документов и документы специалистов-энергоаудиторов

Предоставить

2

И оплатить

взносы

Предоставить пакет документов и оплатить взносы

Документы можно предоставить в эл. виде

Допуск СРО

3

Получить

свидетельство

Свидетельство СРО о допуске к работам

выпускается после оплаты взноса в компенсационный фонд, срок — 1 день!

07.05.2025. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2023 год

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2023 год

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2023 год опубликован Минэкономразвития России.

Основным показателем, отражающим энергетическую эффективность, является энергоемкость валового внутреннего продукта (далее – ВВП), рассчитываемая по суммарному вкладу секторов экономики за вычетом затрат на неэнергетические нужды.

Энергоемкость ВВП представляет собой ключевой показатель, отражающий количество энергии, необходимое для производства единицы продукции. Этот показатель выражается в тоннах условного топлива на 1 млн руб. произведенной продукции и служит индикатором того, насколько эффективно используются энергетические ресурсы в экономике страны.

Подробнее...

29.04.2025. Законопроект № 904086-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект № 904086-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 904086-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проект федерального закона разработан в целях совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время законодательно не закреплена обязанность ресурсоснабжающих организаций разработать, а уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации утвердить инвестиционные программы при планируемой реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сообщается в пояснительной записке к проекту.

Подробнее...

25.04.2025. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей»

Опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей»

Минстрой России опубликовал на портале regulation.gov.ru проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей».

Проект акта разработан во исполнение пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подробнее...

24.04.2025. Правительство форсирует модернизацию объектов ЖКХ

Правительство форсирует модернизацию объектов ЖКХ

Правительство РФ на заседании в четверг, 24 апреля, поддержало разработанный Минэкономразвития законопроект, который обяжет компании в сфере ЖКХ утверждать свои инвестиционные программы.

Инвестиционная программа — это совокупность инвестпроектов в виде подробного перечня объектов инвестиций с указанием объемов их финансирования. Согласно разработанному законопроекту, утверждение инвестпрограмм станет обязательным прежде всего для ресурсоснабжающих организаций, у которых высокий износ инфраструктуры.

Такая мера позволит ресурсоснабжающим организациям создать долгосрочный план по обновлению действующей инфраструктуры и повысить качество коммунальных услуг для граждан.

Подробнее...

16.04.2025. Законопроект № 893174-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона № 893174-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 893174-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Авторы: Депутаты Государственной Думы С.М. Миронов, Г.П. Хованская.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Однако в настоящее время времени не всеми собственниками помещений в многоквартирных домах исполнена обязанность по установке приборов учета коммунальных услуг, сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

Подробнее...

16.05.2025. Чувашская Республика поднялась в рейтинге регионов по энергоэффективности

Чувашская Республика поднялась в рейтинге регионов по энергоэффективности

Об этом в своем Телеграм-канале сообщил заместитель Председателя Правительства республики Дмитрий Краснов, курирующий развитие промышленности и энергетики в регионе.

Рейтинг регионов страны опубликован в государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. Он подготовлен Минэкономразвития РФ и опубликован в мае 2025 года.

Подробнее...

16.05.2025. НОСТРОЙ: в России нужно дифференцировать платежи в ЖКХ по доходам граждан

НОСТРОЙ: в России нужно дифференцировать платежи в ЖКХ по доходам граждан

Около 30% россиян могут тратить на жилищно-коммунальное хозяйство больше, чем есть сейчас, при этом ввод дифференцированных платежей в ЖКХ по доходам граждан позволил бы провести реформы в этой сфере, заявил РИА Недвижимость глава Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.

Глушков отметил, что если Москва способна за счет городского бюджета обеспечить качественное ЖКХ, то большинство российских городов не имеют такой возможности. В условиях ограниченного государственного финансирования необходимо искать новые подходы к формированию платежей.

Подробнее...

15.05.2025. В Якутии построили котельную по проекту с участием средств ФНБ

В Якутии построили котельную по проекту с участием средств ФНБ

В селе Боробул Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) ввели в эксплуатацию новую котельную. Ее построили по проекту с привлечением льготного займа за счет средств Фонда национального благосостояния.

Производственная мощность построенной котельной составляет 5,76 МВт. На объекте установлено современное технологичное оборудование. Она заменит старую котельную, которая будет выведена из эксплуатации. Новый источник теплоснабжения запустят в работу в предстоящем отопительном периоде.

Подробнее...

15.05.2025. Модернизированный гидроагрегат увеличит среднегодовую выработку электроэнергии Красноярской ГЭС до 5%

Модернизированный гидроагрегат увеличит среднегодовую выработку электроэнергии Красноярской ГЭС до 5%

На Красноярской ГЭС компании Эн+ (MOEX: ENPG) после модернизации запущен в работу первый гидроагрегат.

В рамках реализации программы «Новая энергия» была произведена замена основного элемента — рабочего колеса. Модернизация гидроагрегата проводилась впервые с момента строительства ГЭС. Теперь он способен выдавать максимальную мощность в 500 МВт в широком диапазоне напоров и уровней воды в водохранилище, что позволит увеличить среднегодовую выработку электроэнергии ГЭС до 5%, при этом коэффициент полезного действия гидроагрегата увеличится на 20%.

Подробнее...

15.05.2025. Минстрою предложат провести аудит отрасли ЖКХ вместо повышения тарифов

Минстрою предложат провести аудит отрасли ЖКХ вместо повышения тарифов

Вместо повышения тарифов ЖКХ с 1 июля Минстрою предлагают провести аудит жилищно-коммунальной отрасли.

Обращение с таким предложением готовится на имя главы ведомства Ирека Файзулина главой фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергеем Мироновым, 14 мая выяснили «Известия».

Депутат убежден, что рост тарифов сильно ударит по населению и экономике, при этом усугубит кризис жилищно-коммунального хозяйства.

Подробнее...

14.04.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0294-2130127354-14042025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКСПЕРТЭНЕРГО"

ИНН 2130127354 ОГРН 1132130014158

428001, ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Г. ЧЕБОКСАРЫ, Б-Р ПРИВОЛЖСКИЙ, Д. 4, ОФИС 5

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

21.03.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0293-366234261326-21032025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЧУРБАКОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ИНН 366234261326

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ВОРОНЕЖ

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

20.02.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0292-742000350980-20022025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВОРОЖЦОВ ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

ИНН 742000350980 ОГРНИП 322745600017437

454080, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЧЕЛЯБИНСК

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования» зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2020 года, регистрационный № 59072.

Приказом Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 307 утвержден порядок представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. СРО в области энергетического обследования ежеквартально, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, размещает документы, составленные ее членами по результатам проведенных ими энергетических обследований, в ГИС «Энергоэффективность».

Подробнее...

16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Подробнее...

15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-29 от 15 января 2019 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Подробнее...

29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2350 от 29 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Подробнее...

25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2329 от 24 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Подробнее...

Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» осуществляет деятельность во всех регионах России.

 8-925-905-26-73  ea@sro150.ru

По вопросам вступления, членства и получения допуска СРО энергоаудиторов для проведения энергетических обследований (энергоаудита), а также для обучения и повышения квалификации специалистов-энергоаудиторов обращайтесь в СРО НП «МАЭ». Лицензия № Л035-01298-77/02057775 (выдана Департаментом образования и науки города Москвы).

Пакет документов Получить допуск СРО энергоаудиторов Пройти обучение