Результаты первого этапа создания «Российской системы климатического мониторинга» будут использованы для формирования определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) — обязательства России по Парижскому соглашению по климату.
Об этом рассказала директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Ирина Петрунина на научной конференции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, которая проходила в Москве 4 и 5 декабря.
Проект по созданию системы климатического мониторинга включен Президентом России Владимиром Путиным в перечень ключевых задач в указе о национальных целях развития до 2030 года.
На научной конференции ведущими российскими учеными рассматриваются итоги первого этапа проекта, полученные на конец 2024 года. Система создается при участии Росгидромета и 50 ведущих научных институтов, объединенных в шесть консорциумов. Над ней работают порядка 800 российских ученых.
«Этот проект имеет высокое государственное значение. Результаты первого этапа существенные: ученые смогли создать базу системы климатического мониторинга. Заложен необходимый инструментарий для изучения природных процессов, получения обоснованных данных о климате, как фактических, так и прогнозных. Эти данные значимы для социально-экономического развития страны и для бизнеса. Результаты первого этапа сейчас уже применяются в работе над адаптацией к изменениям климата в субъектах РФ и в отдельных отраслях. Достижения проекта помогают выстраивать мероприятия по декарбонизации экономики. Первые итоги были презентованы в виде нового Национального кадастра парниковых газов, переданного в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) в ходе международной COP29», — отметила Ирина Петрунина, директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России.
По словам Ирины Петруниной, основная задача в области климатической политики на ближайшее время — сформировать ОНУВ. Это обязательства нашей страны по снижению выбросов парниковых газов и по адаптации к последствиям изменения климата на национальном уровне.
«Мы заявим наши цели по декарбонизации на 2035 год. База для этого — результаты первого этапа создания „Российской системы климатического мониторинга“. Дальше будем работать над тем, чтобы показатели по углеродоемкости и энергоэффективности были учтены в стратегических документах нашей страны», — заключила директор департамента.
«В ходе первого этапа проекта мы сформировали механизмы эффективного взаимодействия науки и государства. Те задачи, которые ставило перед учеными и Министерство экономического развития, и Министерство природных ресурсов, и Правительство РФ, были связанны с направлениями, непосредственно влияющими на национальные цели развития. Научное сообщество приобрело возможность в режиме онлайн транслировать данные для принятия решений в области экономической и климатической политики. Мы получили мощнейший междисциплинарный проект, в котором взаимодействуют ученые из академических институтов, из университетов. Из этого взаимодействия постоянно возникают дополнительные результаты и проекты. Считаю, что такую форму сотрудничества надо тиражировать и на другие направления развития российской науки», — прокомментировал Александр Широв, чл.-корр. РАН, д. э. н., директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Александр Широв уточнил в своем выступлении, что главный результат возглавляемого им консорциума «Экономика климата» — это развитие инструментария для построения сценариев низкоуглеродного развития для России и мира, актуализация таких сценариев для России. Самый прорывной результат — это разработка модели адаптации экономики России к климатическим изменениям.
«Мы получили „движок“, который позволяет заниматься не просто оценками влияния климатической политики на экономику. Речь идет о том, что мы создали инструмент, который позволяет нам заниматься научно-технологическим прогнозированием: оценивать экономический эффект конкретной технологии и эффект от действий или бездействий в области климатической политики на экономику страны», — подчеркнул Александр Широв.
«В результате первого этапа выстроена система регулярного получения научно-обоснованной информации по основным направлениям климатической повестки: в том числе, получен обновленный Национальный кадастр, созданы прогнозы по нетто-выбросам, усовершенствованы климатические модели по прогнозированию изменений климата и их последствий. Все это дает основу для политиков принимать обоснованные решения. Впервые в кадастр внедрены данные спутникового мониторинга для учета баланса парниковых газов в лесах, разработаны и внедрены собственные методики для оценки выбросов в секторах энергетики, промышленности, сельского хозяйства и отходов. Результаты свидетельствуют, что в нашей стране ведется большая работа по сокращению выбросов — реализуются соответствующие мероприятия, наша промышленность модернизируется гораздо больше, чем мы могли это понять из предыдущего кадастра. Пересчеты в секторе ЗИЗЛХ привели к увеличению поглощения почти в два раза — на 457 млн т СО2-экв. в 2021 году, — отметила Анна Романовская, чл.-корр. РАН, д. б. н., директор ИГКЭ РАН. — В будущем планируем уточнить еще 65% выбросов кадастра. Потенциал уточнения национальных выбросов парниковых газов по отраслям экономики на втором этапе может составить до 119 млн т СО2-экв. и дополнительно от 160 до 540 млн т СО2-экв. поглощения в секторе землепользования и лесного хозяйства».
Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России